1. Блюз
2. Вокальная музыка
3. Джаз
4. Инструментальная музыка
5. Кантри
6. Классическая музыка
7. Музыка народов мира (этническая музыка)
8. Ска
9. Регги
10. Рок
11. Панк
12. Фолк
13. Хип-хоп
14. Шансон
15. Электронная музыка
16. Прикладная музыка
17. Салонная музыка
18. Аутентичная музыка
19. Функциональная музыка
20. Поп-му́зыка
Разъяснение
Блюз.
Блю́з (англ. blues от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально — сольная лирическая песня афроамериканцев, впоследствии — направление в музыке.
Блюз появился во второй половине XIX века в США. В начале XX века сформировался так называемый классический, или городской блюз, в основе формы которого лежал 12-тактовый период с общей схемой гармонических последовательностей: первая 4-тактовая фраза — T, вторая — S, третья — D и T. Такой период соответствует трёхстрочной стихотворной строфе. Блюз получил широкое развитие в 60х годах XX века.
Изначально блюз представлял собой исключительно «чёрную» музыку, исполнявшуюся неграми для негров. Он исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже — фортепиано или инструментального ансамбля. Впоследствии блюз объединился с народной музыкой белых поселенцев (которая, в свою очередь, уходит корнями в кельтскую музыку) и другими стилями, и сам поделился на несколько чётко оформленных ветвей.
Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада. В лирических текстах множества блюзов нашла отражение тема социального и расового угнетения.
Становлению блюза как направления способствовало творчество «чёрного» композитора Уильяма Хэнди («Мемфис-блюз», 1912; «Сент-Луис-блюз», 1914). Исполнителями классических блюзов были Ма Рейни, Ч. Хилл, Б. Смит и другие, см. ниже.
Блюз оказал огромное влияние на формирование джаза и поп-музыки. Элементы блюза использовали композиторы XX века.
---------------------
Вокальная музыка.
Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры — музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры — кантата, вокальный цикл, литургия,, хоровой концерт, малые — вокальная миниатюра (песня, романс). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски.
---------------------
Джаз.
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
---------------------
Инструментальная музыка.
вот с этим облом... я не нашел никакой стоящений информации по этому жанру...
З.Ы. больша я просьба - если у вас есть какие либо данный об этом жанре - постите их ниже, а я потом вставлю сюда... :pardon:
---------------------
Кантри.
Кантри (англ. Country, второе название — кантри энд вестерн англ. country and western) — наиболее распространённая разновидность американской фолк-музыки белых жителей («ковбоев») Юга и Юго-Запада США. Поскольку в кантри-песнях поётся об одиночестве, любви, чувствах, повседневной жизни людей, популярность стиля давно вышла за пределы США. Кантри у многих ассоциируется с образом крепких мужчин и ковбоев Дикого Запада, живущих в деревянных фургонах и разгуливавших на лошадях в шляпах с высокими полями и сапогах с острыми носами.
Истоки кантри-музыки
Кантри («кантри энд вестерн») объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII вв. (собственно country) и ковбойские баллады Дикого Запада (western). В этой музыке сильно наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара и банджо, реже скрипка.
Автор первой «документально зафиксированной» песни в стиле кантри («The little old log cabin in the lane», 1871) Уилл Хэйсс — родом из Кентукки. Спустя 53 года Фиддин Джон Карсон записывает эту композицию на пластинку. Отцом современной музыки кантри считается Хэнк Уильямс (1923-53), грубовато-скрежещущий вокал которого служил удачным сопровождением для таких его излюбленных тем, как трагическая любовь и тяготы рабочей жизни («Lovesick Blues», «Your Cheatin' Heart»). Под его влиянием в 1950-е гг. начинают свой творческий путь Джонни Кэш и Роджер Миллер, в музыке которых значительное место занимают жанры тюремной и дорожной песни. Гибрид музыки кантри и рок-н-ролла известен под названием рокабилли; его наиболее яркий представитель — Элвис Пресли.
Современное кантри
C лёгкой руки влиятельного Чата Эткинса архаическая манера Уильямса (так называемый honky tonk) уступила в 1960-е гг. дорогу глянцевитому «нашвиллскому звучанию» (Nashville sound), основные представители которого — Пэтси Клайн, Джордж Джонс, Тэмми Винет — мало чем отличались от эстрадных исполнителей поп-музыки. Для кантри всегда было свойственно уважение к традиции, поэтому основными инструментами и в этот период оставались гитара и скрипка. Ряд музыкантов конца 1960-х — Крис Кристоферсон, Нил Янг, Линда Ронстадт — избрали ещё более эклектический подход: они успешно сочетали кантри с классическим роком, дав начало такому направлению, как кантри-рок.
В 1970-е гг. «бородатые бунтари» Вилли Нельсон и Вэйлон Дженнингс выступили за возвращение кантри-музыки к своим ковбойским, деревенским истокам («outlaw country»). Напротив, молодое поколение исполнителей во главе с Долли Партон и Кенни Роджерсом открывают новый этап в истории кантри, привнеся в этот жанр более глубокое лирическое содержание, которое сделало его приемлемым для широкой аудитории городских жителей. В некоторых работах этих исполнителей границы между кантри и поп-музыкой стираются до такой степени, что между кантри-радиостанциями возникают ожесточённые споры о том, насколько вписывается та или иная песня в их формат.
Тенденция к насыщению кантри элементами популярной музыки, джаза и фолк-музыки ещё более очевидна в творчестве современных исполнителей, таких как Гарт Брукс, Тим Макгро, Шанайя Твейн, Лиэнн Раймс, Кэрри Андервуд. Скажем, самый успешный сингл Макгро был записан в дуэте с рэпером Нелли, а ветеран Вилли Нельсон недавно выпустил альбом с ярко выраженными элементами стиля рэгги.
---------------------
Классическая музыка.
Му́зыка (от греч. μουσική — искусство муз) — искусство интонации; музыкальное произведение. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал (звук музыкальный) — отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические интервалы, лады, тональности, сонорные эффекты и т. п.), организуемый в высотном, временно́м, тембровом, громкостном и др. отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми впечатлениями (художественный образ).
---------------------
Музыка народов мира (этническая музыка).
Этническая музыка (англ. World music, этника, этно, музыка народов мира, музыка мира) — аналог английского термина «world music». В самом широком смысле: современная народная музыка различных культур мира, в более узком: обобщение всех жанров современной народной музыки за пределами западных стран (то есть — народов Азии, Африки, Восточной Европы, Океании, Центральной и Южной Америки).
Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии
В этнической музыке делается упор на заимствованные из народной музыки традиционные мотивы, звукоряды, иструменты, манеры исполнения, итп. Примерами инструментов этнической музыки (нередко заимствованных и другими жанрами) являются ситар и диджериду.
Терминология
Английский термин «world music» относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки, и берущей начало вне сферы культурных влияний западной Европы и англоязычных стран. Вкратце world music можно определить, как «местная музыка извне» или «чья-то ещё местная музыка» .
Термин получил распростанение в 1980-х годах, как раздел для классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает не только народная, но и популярная музыка с традиционнам элементами за пределами западных стран, и та музыка, на которую повлияла этническая музыка развивающихся стран (например, афро-кубинская музыка).
---------------------
Ска.
Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.
Звуковые установки — не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук и лучший репертуар и так далее.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представлены исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (1966—1968) — музыку с другим, более медленным ритмом.
---------------------
Регги.
Реггей (англ. reggae, другие варианты написания — «регги» и «рэгги»), являясь зачастую общим наименованием для всей ямайской музыки, впервые возник в 1968 году. Будучи «наследником» рокстеди и Ска, реггей значительно от него отличается, уходя от мягкого и где-то слащавого звука (перенятого рокстеди из американского Ритм-энд-блюза), к более жёсткой ритмике, где ритм-секция выступает на первый план.
Изначально реггей характеризовался ритмом «уан-дроп» (удар бочки и «римшот» — удар по ободу малого барабана, приходится на третью долю каждого такта), отбивающей чётные доли ритм-гитарой и клавишным «бульканьем» — баблингом. Сейчас же довольно сложно (а скорее и вовсе невозможно) дать общее определение всему разнообразию стилей-разновидностей регги.
В народе реггей часто ассоциируется с религией Растафари, что не совсем верно. Безусловно, эти верования оказали значительное влияние на творчество многих музыкантов, особенно в 70-е годы, годы расцвета рутса, да и сейчас не менее трети реггей-песен содержат растафарианскую тематику, однако же называть реггей религиозной музыкой — некорректно и неверно. Очень популярны темы насилия и жестокости, секса и наркотиков, социальные темы и политические, пошлость и стёб, а также, конечно, романтика.
Направления
Ранний реггей («early reggae»). Время появления: вторая половина 60-х. Исполнители: The Paragons, The Melodians, The Jamaicans и другие.
Скинхед-регги («skinhead reggae») — Английский вариант раннего реггей. Время появления: вторая половина 60-х. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Desmond Dekker и другие.
Рутс-реггей («roots reggae») — стиль, возникший на основе раннего реггея и ритмики барабанов Наябинги (Наябинги — одна из растаманских сект), основной ритм — уан-дроп, позже стали использоваться халф-дроп и рокерс, но уан-дроп всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 60-х. Исполнители: The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Боб Марли и другие.
Даб («dub») — это так или иначе обработанный реггей, где на первый план выходит ритм-секция, все же остальные инструменты вступают лишь периодически, пропущенные через разнообразные эффекты (эхо и ревёрб, в основном). Исполнители: Lee Perry, King Tubby и другие. В дальнейшем стиль приобретает самостоятельность, то есть от просто звукорежиссёрских переработок и ремиксов стиль эволюционирует до авторских произведений, написанных именно в стиле даб.
Дансхолл («DanceHall») — танцевальное направление, вытеснившее рутс в начале 80-х.
---------------------
Рок.
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название многих направлений современной музыки, существующих с середины 1950-х годов. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, готы, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними.
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролла и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются метал (хард-рок), панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — трэш-метал, дэт-метал, блэк-метал, грайндкор. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).
Основные центры развития рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960—1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.
---------------------
Панк.
Панк, панки, панк-рокеры, пункера́ (от англ. punk — отбросы) — контр-культура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распостранился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда.
---------------------
Фолк.
Народная музыка (или фольклорная, англ. folk) — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры. Она несёт в себе частичку самобытности народа, отражает его ментальность. Некоторые её разновидности стали известны лишь благодаря различного рода исследованиям и экспедициям (филологическим, например). Народная музыка передавалась из уст в уста не одно поколение людей, и тем самым является «проверенной временем». Обладает практически не меняющейся во времени популярностью. Существенный минус её как музыкального направления — её статичность, что связано с урбанизацией и глобализацией последнего времени.
С конца XX века всё более популярной становится адаптированная под эстраду народная музыка. Также возможная стилизация под народную музыку — использование народных мотивов, инструментов.
---------------------
Хип-хоп.
Хип-хо́п (англ. Hip-hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х гг. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. В данной статье рассматривается музыка в стиле хип-хоп и общие элементы субкультуры хип-хопа.
---------------------
Шансон.
Шансо́н (фр. Chançon - "песня") — французские эстрадные песни конца XIX—XX вв., исполненные в стилистике кабаре. Шансоном также называются французские полифонические песни XV—XVI вв. В самой Франции этот термин в данных значениях не употребляется.
---------------------
Электронная музыка.
Электронная музыка — это широкий термин (жанр), обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования. Любой звук, произведённый при помощи электрического сигнала, может быть назван электронным. Поэтому термин электронная музыка часто применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах, только потому, что в записи или при исполнении использовались электронные усилители (например в джазе или в народной музыке).
Как маркетинговый термин, электронная музыка означает музыку, созданную преимущественно при помощи электронных средств, таких как синтезаторы, семплеры, компьютеры и драм-машины.
Наиболее популярное направление электронной музыки — это так называемая электронная танцевальная музыка (схожий термин — электронная клубная музыка).
---------------------
Прикладная музыка.
Прикладна́я музыка, или функциональная музыка (нем. gebrauchsmusik, Funktionale Musik), — жанры и отдельные опусы, ориентированные на выполнение определённых, не собственно художественных функций.
В древних (в том числе фольклорных) культурах музыка носила преимущественно прикладной характер, участвуя в обряде, ритуале, в коллективных трудовых акциях (например, трудовые песни). В Европейской традиционной культуре музыка выполняла прикладные задачи в церковнойкультуре, а также в рамках церемоний.
С XIX века в прикладной музыке различных уровней городской культуры преобладают развлекательные жанры (салонная музыка, танцевальная музыка, шлягер, цыганский романс и др.)
Панорама видов современной прикладной музыки широка: помимо развлекательной танцевальной музыки, музыкальных сигналов радиостанций, рекламных джинглов, так называемой производственной музыки («звукового дизайна» в промышленных цехах, залах ожидания, супермаркетах, др. учреждениях), к ней относят некоторые разновидности музыки в театре и киномузыки, выполняющие сугубо иллюстративные задачи и не несущие самостоятельного художественного образа.
---------------------
Салонная музыка.
Сало́нная му́зыка — произведения композиторов-эпигонов классицистского и романтического направлений, рассчитанные на успех (обычно поверхностный) у слушателей аристократичных салонов XIX века.
---------------------
Аутентизм.
Аутентизм (от лат. authenticus — подлинный, достоверный, соответствующий самому себе) — направление в современной исполнительской практике академических музыкантов, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки более ранних эпох, соответствие современного исполнения замыслам и представлениям композиторов прошлого.
---------------------
Функциональная музыка.
Функциональная музыка — музыка, создаваемая для профессионального использования в местах продаж, торговых помещениях или на производствах. С помощью функциональной музыки решаются задачи повышения производительности труда, лояльности покупателей и создания специализированной, побуждающей к покупке, атмосферы в торговых помещениях. Функциональная музыка является мощным инструментом управления настроением потенциального покупателя. Акцентирование внимания посетителей на товарах и брендах, представленных в торговом помещении (магазине, супермаркете, бутике, кафе, ресторане, предприятии услуг и др.), с помощью характерных элементов звуковой программы, выводит функциональную музыку, как часть звуковой атмосферы торгового помещения в ранг маркетингового инструмента. Соответствие функциональной музыки общей атмосфере торгового помещения и органичное использование рекламных сообщений в составе звуковой программы является и сильным мотивирующим фактором, побуждающим к покупке.
Впервые функциональную музыку стали применять в лифтах нью-йоркских небоскребов, для того что бы люди при долгом подъеме чувствовали себя более комфортно.
---------------------
Поп-му́зыка.
Поп-му́зыка (англ. Pop-music от Popular music) — вид современной музыкальной молодёжной культуры. В целом этим термином, особенно в западных странах, определяют весь спектр эстрадной развлекательной музыки, исключая, как правило, ортодоксальные направления в стилях метал, джаз, блюз и кантри.
В связи с этим поп-музыка является наиболее интернациональным музыкальным жанром, вбирающим в себя всевозможные этнические направления, стилизованные под популярное в каждый настоящий момент массовое музыкальное течение. Поп-музыка является базовой составной частью мейнстрима и оказывает глобальное влияние на развитие всемирной музыкальной культуры.
Несмотря на то, что таким образом рок-музыка оказывается составной частью этого объёмного термина, в России её зачастую противопоставляют поп-музыке, видя в последней олицетворение лёгкой и простой для понимания музыки, рассчитанной на массового слушателя. Русский термин «попса» (презрительное выражение) отсылает к худшим образчикам вульгарного исполнения поп-музыки.
Ежегодно в мире проводятся сотни фестивалей и конкурсов, выявляющих лучших из лучших. Самым авторитерным конкурсом американской поп-музыки, в самом широком её понимании, является премия Grammy Awards. Специфическую разновидность европейской поп-музыки представляет конкурс «Евровидение». С 1940-х годов для измерения популярности той иной песни составляются поп-чарты, эталоном и прообразом которых является Billboard Hot 100.
---------------------
небольшой словарик самых аЦЦких терминов в музыке :
АРИОЗО — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
БАЛЛАДА — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.
БАЛЕТ — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
БАЛЕТМЕЙСТЕР — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.
БЛЮЗ — джазовая песня грустного, лирического содержания.
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня-сказание.
ВОДЕВИЛЬ — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
ГИМН — торжественная песня.
ДЖАЗ — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.
ДИСКО — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким
ритмом.ИНВЕНЦИЯ — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.
ИНТЕРМЕЦЦО — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
КАНТ — род бытовой многоголосной песни.
КАНТАТА — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
КАНТИЛЕНА — напевная, плавная мелодия.
КАПРИЧЧО — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.
КОНЦЕРТ — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
МАДРИГАЛ — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в XIV—XVI вв.
МАРШ — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
МЮЗИКЛ — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.
НОКТЮРН — в XVIII — начале XIX в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с XIX в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.
ОДА — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.
ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
ОПЕРЕТТА — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.
ОРАТОРИЯ — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
ПЕСНЯ — стихотворное произведение, предназначенное для пения. Ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.
ПОПУРРИ — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.
ПЬЕСА — законченное музыкальное произведение небольшого размера.
РАПСОДИЯ — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.
РЕКВИЕМ — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).
РОМАНС — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
РОНДО — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.
СЕРЕНАДА — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
СИМФОНИЯ — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
СОЗВУЧИЕ — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.
СОНАТА — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
СОНАТИНА — маленькая соната.
СЮИТА — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.
ТОККАТА — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.
ТОН — звук определенной высоты.
ТУШ — краткое музыкальное приветствие.
ФАНТАЗИЯ — музыкальная пьеса свободной формы.
ФУГА — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.
ЭЛЕГИЯ — музыкальная пьеса печального характера.
ЭТЮД — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.
Основные понятия
АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар.
АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.
ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины.
ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос.
КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто.
МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто.
МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
ПЛЕКТР (медиатор) — приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.
СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
ТОНИКА — основная ступень лада.
ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.
ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса.
ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.
ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства